Довідки
Акварель (от итальян. aquarello) - означает живопись красками на водной основе.
Разновидности техник акварели :
по- сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего;
по- сырому- живопись по сырой бумаге , мокрая акварель, алла прима.
Алла прима (аля прим) (произошло от итал. alla prima - в первый момент) - разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.
Аэрография - техника живописного письма аэрографом (в переводе воздушная кисть - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом) по трафарету.
Батик (от индонезийского ва - хлопчатобумажная ткань и tik - точка) - рисунок на ткани.
Разновидности батика :
- холодный батик - рисунок создается с помощью холодного резервирущего состава ;
- горячий батик - рисунок создается с помощью горячего резервирущего состава расплавленного воска или других подобных веществ;
- свободная роспись
Витраж (от франц. vitrage - стекло) - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Типы витражей в зависимости от техники его изготовления :
- Классический витраж (технология Тиффани) - сделан из прозрачных кусков стекла, удерживаемых перегородками из мягкого металла или пластика.
- Накладной витраж - получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу, при этом отсутствуют металлические соединения между стеклами.
- Расписной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
- Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
- Комбинированный витраж - образуется сочетанием различных технологий создания витража.
Горячая эмаль - техника эмали, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.
Гравюра - вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм.
Виды гравюр:
- Линогравюра - способ гравирования на линолеуме .
- Ксилография - гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры
Офорт - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм, в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами.
Литография - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.
Сухая игла - техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски.
Акватинта - разновидность офорта, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль.
Меццо-тинто - вид гравюры на металле. Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернённой доске.
Эстамп - гравюрный либо литографский оттиск на бумаге, изображения, выполненного на литографском камне либо на печатной форме из меди или стали травлением или резьбой.
Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
Гризайль - вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого). Гризайль применяется с 17 века, широко распространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом как имитация скульптурного рельефа.
Гуашь - техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками, из тонко растертого пигмента, с водоклеевым связующим, с применением белил (гуашевыми красками, гуашью).
Декоративная живопись ( интерьерная живопись) - живопись, созданная с целью украшения интерьера или дополнения к дизайну помещения.
Декупаж - декоративная техника, заключающаяся в вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т.п.), которые затем наклеиваются на поверхность.
Инкрустация - украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.
Интарсия - вид инкрустации на деревянных предметах фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезаются в поверхность деревянного предмета.
Коллаж - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Маркетри - мозаичное изображение, выполненное путем наклеивания на основу тонких фигурных пластинок шпона из различных пород древесины. Иногда наклеиваются пластинки из слоновой кости, перламутра, металла.
Мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Монументальная живопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники монументальной живописи - фреска, мозаика, витраж. Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря долговечности, произведения монументальной живописи остались практически от всех культур.
Пастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью.
Пастель бывает трех типов:
- сухая - производится из пигмента путем прессовки без добавления масла ;
- масляная - производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки ;
- восковая - производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска.
Станковая живопись - вид живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте). В отличие от монументальной, произведение станковой живописи создаётся на нестационарном основании холсте, картоне, доске, бумаге, шелке.
Сухая кисть – живописная и графическая техника в изобразительном искусстве, в основе которой лежит использование масляной краски (соуса), которая растирается кистями на бумаге или холсте.
Тушь - черная или цветная акварельная краска специального приготовления, не пропитывающая бумагу, не расплывающаяся и быстро засыхающая.
Шелкография (сериграфия) - вид художественной трафаретной печати. Форма для шелкографии - шелковая сетка, натянутая на раму; участки, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для краски составом. Масляные или водяные краски продавливаются через сетку с помощью эластичной пластины - ракеля на поверхность, воспринимающую изображение. Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью колорита, позволяет получать рельефные изображения. С помощью шелкографии можно печатать качественные репродукции картин. Техника шелкографии пришла в 20 в. в графику из китайской и японской печати на тканях и развитие получила с 1930-х г. Шелкографию использовали Бен Шан, Джэксон Поллок, Роберт Раушенберг, Фернан Леже, Виктор Вазарели.