| 
Четвер, 14 червня 2012

Как определить цену художественного произведения или « Сколько стоит душа?».

Автор 
Оцініть матеріал!
(4 голосів)

 

Каждый из нас, хоть раз в своей жизни, покупал какие-либо товары. Кто-то приобретал обычные продукты питания, кто-то одежду или предметы первой необходимости, предметы быта или роскоши, художественные произведения или авторские работы. Наверняка сейчас многие читатели думают, что не очень корректно называть художественные произведения или авторские работы товаром, ну разве это товар? Ну, конечно, же ,товар как и другие, не художественные произведения, которые выставлены на продажу. И, как и любой другой товар, обладают всеми его свойствами, а значит, имеют, и свою цену.

 

 

А как же определяется цена художественного произведения или авторской работы? Точно так, как и любого другого товара? Ну, конечно, как и любого другого товара. Давайте, рассмотрим, что такое цена товара, исключительно, с научной точки зрения, не зависимо от того, какой именно товар мы имеем в виду: холодильник, гвоздь, изысканную безделушку или подлинное произведение искусства.

В старом учебнике по политэкономии я нашла очень четкое определение: цена - это денежное выражение стоимости. В, свою очередь, под стоимостью, ученые подразумевают совокупность всех затрат связанных с изготовлением определенного товара. А затраты, которые нужно сделать, для того, чтобы создать любой товар, ученные соответственно разделили на две категории: материальные затраты и не материальные затраты. А дальше был приведен очень интересный, с научной точки зрения , и очень скучный для людей художественного склада ума, пример определения цены товара. Поэтому, дорогой читатель, я предлагаю рассмотреть другой пример. Давайте определим цену любого художественного произведения , например, картины.

Для написания картины художник должен купить, в зависимости от выбранной техники разные материалы: бумагу или холст, краски, карандаши, кисти и т.д. Кроме того он должен иметь место для работы - купить или арендовать мастерскую, оплачивать коммунальные услуги и естественно чем то питаться, во что то одеваться в то время пока он пишет картину. Может быть, ему понадобиться оплатить услуги натурщика или приобрести какие-либо предметы, чтобы разместить их в композиции, при написании натюрморта. А может быть ему нужно поехать рисовать на природу и тогда понадобится еще и этюдник, оплатить дорогу и т.д. Все это и будут материальные затраты. То есть затраты, которые воплощаются в конкретные предметы или действия, которые можно купить за деньги.

При этом все понимают, что картина выполненная красками (при всех остальных равных условиях ), будет стоить дороже точно такой же картины, выполненной карандашом, из-за более высокой стоимости материалов при работе красками. Но при одинаковых размерах картины, разные художники тратят разное количество денег на материальные затраты или как их иногда называют «материальную составляющую» цены товара.

Конечно же, качественные краски, холсты, кисти, стоят дороже. Но при этом есть какая-то минимальная и максимальная цена материальных затрат, а при равных размерах работы, она может отличаться на какую-то прогнозируемую цену. Но, мы видим, что некоторые работы, при равных размерах отличаются друг от друга ,по цене, в десятки , а иногда и сотни раз. И если материальная составляющая так сильно не влияет на цену работы, тогда что же так сильно влияет на цену авторского произведения? Вот здесь самое время вспомнить о нематериальных затратах или так называемой « не материальной составляющей» цены работы. Именно она и формирует цену художественной работы .Тогда что же это такое нематериальные затраты или «нематериальная составляющая».А это то, что нельзя купить, пощупать, увидеть, понюхать, это то ,что делает работу неповторимой и самобытной – это сам автор.

Именно автор, обладающий определенными навыками, умением, мастерством придумывает идею и сюжет, тему и детали картины, именно автор, с присущим именно ему видением мира задает характер и настроение картины. Это именно автор и его профессиональное чутье, которое подсказывает ему написать картину в определенной технике и в определенной цветовой гамме делает картину уникальной. И кто знает, сколько понадобилось автору, бессонных ночей и напряженных дней, чтобы воплотить свой замысел в художественной работе. Сколько времени он обучался искусству рисования, потом отшлифовывал свое мастерство, сколько времени он вынашивал идею своего произведения, мысленно уточнял детали, делал наброски, зарисовки, обращался к литературе, изучал тему, читал, наблюдал, экспериментировал, мучился в сомнениях и догадках и наконец, вложил «всю свою душу» в созданную работу.

Именно поэтому, не материальная составляющая в авторской работе так сильно влияет на цену самой работы, потому, что все нематериальные затраты относятся к единичной продукции (работе).

Если конструктор разработал новую модель, например, холодильника и таких холодильников было выпущено 1000 единиц, то всю стоимость нематериальной составляющей цены товара относят на цену всех выпущенных холодильников, и это дает возможность существенно понизить стоимость одного изделия. Чем больше выпущено холодильников этого вида, тем лучше и для конструктора, это говорит о его хорошей работе - ведь холодильники плохого качества никто не будет покупать, и лучше для покупателей - цена этой модели холодильника ,со временем, обязательно снизится, потому, что прогресс не стоит на месте и обязательно появится новый вид холодильника. И тогда цена старой модели станет еще дешевле.

Нематериальная составляющая авторской работы, со временем не понижает ее стоимость, а каждая точно такая же работа, называется копией. И цена ее всегда намного меньше оригинала, потому, что именно в цене оригинала и учитывается нематериальная составляющая авторской работы.

Нематериальную составляющую любого товара, иногда, ученые называют инновационной составляющей. И если этот термин инновационная составляющая цены изделия или нематериальная составляющая цены изделия для холодильника звучит нормально, то для художественного произведения, в которое автор вкладывает всю свою душу, я бы придумала нечто особенное. Я, для себя, давно уже называю нематериальную составляющую художественного произведения – душой работы.

Ведь не секрет, что с некоторыми своими произведениями автор не хочет расставаться, он не в силах их продать, потому, что так много вложили в эти работы своего тепла ,и души, что они сами стала уже частью его души.

Авторские работы имеют свой характер, темперамент, настроение. Они очень отличаются друг от друга своим характером и самобытностью .Все знают, что работы конкретных авторов, легко узнаваемы, потому, что они - это сам автор. Их объединяет и роднит эта самая «душа произведения» - душа автора. Работы, как люди, некоторые, увидев раз - никогда не вспомнишь, а некоторые - никогда не забудешь. Цена художественного произведения, всегда напрямую ,зависит от цены его нематериальной составляющей, или как я называю - «души произведения». Поэтому ,оценивая стоимость любой авторской работы всегда задайте себе один простой вопрос: «А сколько стоит душа?»

Читати 3478 разів