В истории живописи было такое время,когда умение все изображать с точностью до мелочей очень ценилось и считалось признаком мастерства. И это было понятно,
потому,что искусства фотографии еще не существовало. По картинам таких художников, как по фотографиям,мы можем представить себе одежду, посуду, дома, целые улицы, какими они были в то или иное время. Благодаря работам таких художников удалось даже восстановить город.
Во время второй мировой войны,когда фашисты напали на Польшу,Гитлер приказал полностью разрушить столицу Польши – Варшаву. Город разбомбили, разрушили и сожгли все дома,а Гитлер летал на самолете,смотрел на развалины и радовался. Когда фашистов прогнали,город решили восстановить на том же самом месте. Поляки очень любили свою столицу. И они задумали отстроить ее такой, какой она была до войны. Но как? В Варшаве было как бы два города: один старый,состоящий из домов,построенных двести – триста лет тому назад, и новой. Новую часть города отстроить было не трудно,но как быть со старой? В старой части города – поляки называют его Старе –Място – не было ни одного дома ,похожего на другой. Все они имели много лепных украшений, башенок, лестниц, карнизов.
Чтобы представить как это выглядело,начали собирать фотографии и рисунки Старе-Мяства.И тут вспомнили о Каналетто,венцианском художнике,который изображал Варшаву. А было это двести лет тому назад. Потому,что он сам жил в это же время. Каналетто был мастером пейзажа, который очень точно передавали виды городов. Польские архитекторы достали эти картины и с их помощью стали восстановливать Старе - Място.
И каких только подробностей не было на картинах Каналетто! Если на украшении зданий были фигурки человека величиной с палец,то художник изображал их с такой точностью,что в увеличительное стекло можно было рассмотреть пуговицы на их одежде. Так благодаря картинам, уцелевшим фотографиям и чертежам удалось полякам восстановить свой любимый город. Варшава- новый современный город с широкими проспектами, высотными домами и только один район Старе – Място выглядит так,как он выглядел бы двести лет тому назад.
Точные,как фотография, рисунки и картины сослужили добрую службу не одной Варшаве. Прекраснейшие дворцы,разрушенные фашистами под Санкт-Петербургом в Царском селе, Петергофе восстанавливались не только по фотографиям,но и по рисункам некоторых русских художников ХУ111 века.
Да, рисунки и картины Каналетто сослужили полякам огромную службу в воссановление горда Варшава. Но такие рисунки и картины свидетельствуют только о техническом мастерстве. Они воспринимаются как своеобразный фокус,но не добавляют человечеству остроты впечитлений. И с появлением искусства фотографии еще и утратили свою ценность, с точки зрения необходимости изображения действительности.
Ведь если в былые времена,написание портретов,очень ценилось, и художники, которые рисовали такие работы были очень востребованы, то в наше время, ее величество фотография, расставила все по своим местам.
В наше время хорошо сделанная работа фотографа, та которую называют авторской или работой фотохудожника,может ценится намного больше аналогичной работы художника. Это правда, как и то, что как только художник добавит в свою работы немного души, собственного виденья и восприятия,любви и колорита, того, что называется творчество – такая работа не будет иметь равных.
Так может быть в наше время мастерство художнику вовсе не нужно? Ведь для написания некоторых работ современных художников, на первый взгляд, и не требуется мастерства? Уверяю вас, что только на первый взгляд. Ведь только истинное мастерство, умноженное на индивидуальное творчество и тяжелый труд способно создать шедевр.